Премия Рунета-2020
Рязань
+1°
Boom metrics
Звезды10 декабря 2012 20:51

Что изменил "Мусульманин" в жизни касимовской деревни

В год юбилея режиссера Владимира Хотиненко "Комсомолка" отправилась в деревню Урдово Рязанской области, чтобы еще раз пережить события нашумевшей некогда картины [Фото-видео].
Дом, в котором жила семья главного героя стоит и по сей день.

Дом, в котором жила семья главного героя стоит и по сей день.

В нашей области снимали не так много добротных фильмов. Несмотря на близость столицы, особым вниманием ни отечественные, ни, тем более, западные киностудии нас никогда не баловали. Те ленты, родиной которых стала рязанская земля и которые остались в памяти многих россиян, можно, пожалуй, пересчитать по пальцам. Поэтому каждая из них для нас буквально на вес золота.

В этом году режиссер Владимир Хотиненко отметил шестидесятилетний юбилей. Одну из лучших своих работ – фильм «Мусульманин» - Владимир Иванович создал в 1995 году в деревне Урдово Касимовского района, навсегда связав свою судьбу с судьбой рязанского края. «Мусульманин»… И, конечно, этот фильм не об исламе, не о православии или буддизме. Нет. Эта лента о том, что каждый из нас захочет в ней увидеть. Так же, как и в обычной жизни, одни находят только счастье и радость, гармонию и любовь, а другие – ненависть и разрушение, предательство, тщеславие и гордыню.

Герой Евгения Миронова молится на месте впадения Унжи в Оку.

Герой Евгения Миронова молится на месте впадения Унжи в Оку.

Тем, кому приходилось бывать в Урдове, отмечали необычную красоту этих мест, мы же отправились на «край» Рязанской области, чтобы проникнуть в самую суть. Ну, или, по крайней мере, постараться проникнуть в самую суть написанной сценаристом Валерием Залотухой человеческой драмы.

ДЕРЕВНЯ С ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ

В Урдово мы попали к обеду. В поисках хотя бы одной живой души исколесили почти все улочки. Дома здесь самые разнообразные: и солидные со спутниковыми антеннами, и развалившиеся, зияющие пустотами окон, и деревянные с искусной резьбой, и обитые примитивным сайдингом. Тишина.

Спустя 17 лет на месте, где молился Евгений Миронов, все так же бесподобно, и хочется просто сесть и пообщаться с тем, кто создал этот мир.

Спустя 17 лет на месте, где молился Евгений Миронов, все так же бесподобно, и хочется просто сесть и пообщаться с тем, кто создал этот мир.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Наконец, заприметив двух старушек, направились к ним. Но чем ближе мы к мирно беседующим меж собой бабулям, тем отчетливее читается в их глазах необъяснимая тревога.

- Нет… ничего не знаем, ничего не ведаем, - сразу запричитали пенсионерки, услышав о цели нашего визита. – Снимать-то снимали кино, но когда это было… Мы-то только пятнадцать лет назад сюда переехали.

Во время последней переписи населения в 2010 году в Урдове постоянно проживали всего 37 человек. За два года ситуация не изменилась: «Человек сорок нас», - говорят местные. Примерно столько же москвичей-дачников. Собственно, гости из столицы всегда любили эти благодатные места. Еще в начале девяностых здесь регулярно покупали и продавали дома, сносили старые хибары и возводили кирпичные коттеджи. Именно благодаря тем постперестроечным рыночным отношениям и оказалась на касимовской земле съемочная группа из Москвы.

- У Валерия Залотухи (автор сценария) в Урдово был дом, - рассказал «Комсомолке» режиссер фильма «Мусульманин» Владимир Хотиненко. – Как-то он говорит мне: «У меня есть место с совершенно фантастической природой». Поехали, посмотрели и, честно говоря, даже никаких сомнений не возникло. С первой попытки выбрали деревню для съемок – редкий случай. И это потому, что, повторюсь, природа там фантастическая.

После съемок фильма в «мусульманской» общине урдовцев прибавилось. Дома здесь помимо Залотухи, приобрели художник картины Александр Попов и влюбившийся в касимовскую глубинку актер Владимир Ильин. В фильме, если помните, ему досталась роль пастуха по имени Генашка.

- Да вон он дом его, на бугре! - показывает москвичка Галина в сторону ильинской дачи. – Буквально час назад уехал в Москву. Совсем немного вы разминулись.

Честно говоря, еще до приезда в Урдово мы знали, что Ильин после съемок приобрел здесь небольшой домик, но на встречу не надеялись: осень - начало театрального сезона. Узнав, что разминулись всего в час, конечно, расстроились…

Наш телефонный звонок застал Владимира Ильина в пробке под Люберцами.

- Ребят, извините, не умею я говорить, - вздыхает Владимир Адольфович. - Играть - да, а как говорить начинаю - ноги сразу потеют. А роль... Да какая это роль?! Шел на рыбалку, отловили, сказали: "Нужно сыграть". Вот я и сыграл...

САМАЯ ТРАГИЧЕСКАЯ СЦЕНА

На высоком холме неподалеку от места впадения Унжи в Оку словно попадаешь в сказку. Отсюда открывается просто потрясающий вид на нетронутые грубой цивилизацией рязанские просторы. Именно здесь разворачиваются многие сцены киноленты.

Вот по привольному заливному лугу бегут сельчане собирать разлетевшиеся по округе «зеленые» деньги. Бегут и не понимают или не хотят понимать, что деньги - только искушение, только проверка того, достойны ли эти люди счастья, а никак не само счастье. Смотришь в экран телевизора и видишь словно отражение в зеркале. А ведь мы ничем не лучше этих деревенских жителей, точно так же мы бежим и ищем возможность «срубить побольше, приложив поменьше», а может и просто обманув…

На вопрос - "какая же все-таки самая трагичная сцена фильма?" - наверное, многие ответят: «Что ж тут думать, конечно, та, в которой погибает главный герой». Может быть, но только, как нам кажется, нет на свете ничего страшнее предательства. Когда человек, которого ты любишь, предпочитает небесному счастью, деньги… Ради наживы экипаж баржи «Касимов» оставляет судно и бросается в воду собирать стодолларовые купюры. И плевать им на то, что баржа через минуту сядет на мель, их интересует только личная выгода. Конечно, это отвратительно, когда люди так относятся к своим обязанностям, но и в этом только полбеды… Ведь среди тех, кто поддался искушению и идет на поводу своих страстей - та, что собиралась быть рядом навеки; та, с которой он мечтал создать добрую семью и растить в вере (не важно какой, ведь Бог один) своих детей.

- Вера, стой! - предчувствуя беду, почти кричит Коля Иванов (герой Евгения Миронова).

- Пусти! – вырывается из его объятий Вера (Евдокия Германова)

- Нельзя, нельзя, нельзя!

- Почему нельзя-то, а что нищету разводить можно? Колготки раз в полгода можно покупать?

- Вера, нельзя!

- Пусти!

- Вера… Вера.. Вера!!! Вер!!! Вера «Ман туро дуст медорам - я люблю тебя».

- Потом, Коля, потом…

«ТРЕШКА», А ЕСЛИ ПОВЕЗЕТ - И «ПЯТЕРКА»

Массовка в фильме была, простите за тавтологию, поистине массовой и всенародной. Многие местные жители враз из сельчан превратились в профессиональных актеров. И слово «профессиональный» здесь вовсе не имеем никакого иронического оттенка. За съемочный день каждый получал от трех до пяти рублей – деньги по тем временам достаточно неплохие.

Жаль только, что урдовские актеры в большинстве своем либо разъехались по городам, либо уже ушли в мир иной. Остались только братья Тимошины (Федор и Константин), баба Вера (Анурина) да дед Николай Иванович. К тому же последний киногерой совсем уже постарел и совершенно ничего не помнит. Мало что припоминает о том периоде и старший из братьев Тимошиных - Федор, но правда по другой причине.

«Мусульманина» Федор Тимошин так ни разу до конца и не досмотрел. Многие эпизоды из фильма он увидел только благодаря корреспондентам «Комсомолки».

«Мусульманина» Федор Тимошин так ни разу до конца и не досмотрел. Многие эпизоды из фильма он увидел только благодаря корреспондентам «Комсомолки».

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

- Да, снимался, - щурится от солнца здоровый крестьянский мужик. - Мне тогда лет тридцать было, только постоянно пьяный был, мало что помню. С багром, помню, снимался... Я им доллары из реки вылавливал, но в фильме этого вроде нет, вырезали.

- А брат в каких сценах снимался? - все еще надеемся отыскать более разговорчивого очевидца-массовика.

- Да он... - махнул рукой Федор, - до сих пор пьяный... Пришел вот откуда-то и дрыхнет.

Между тем, Федор Тимошин участие в съемочном процессе, по природной своей скромности, явно приуменьшает. Пусть и не попал в кадр, но пользу принес ощутимую.

- Еду я им готовил, - рассказывает Тимошин-старший - Сашка Попов (художник картины - Ред.) распробовал как-то мою стряпню, вот я и стал поваром для съемочной группы. Актеры-то в Касимов ездили обедать и жили там, а рабочих, светотехников и прочий обслуживающий персонал я кормил. Готовил прямо здесь, в хате - кивает на свой дом - и таскал на площадку.

Поварские Федору тоже платили, но вот сколько, он не знает - деньги выдавали матери, чтобы спьяну не потерял. Кстати, мама Тимошиных тоже снималась в фильме, в роли Веркиной бабушки. Помните этот эпизод, когда Николай - герой Евгения Миронова - залез в окно к Верке с желанием переночевать у нее?

- Вер, там кто? - спросила с печи бабка.

- Кто-кто, хрен в пальто, - с пренебрежением бросила ей внучка.

Дом, где снималась эта сцена, стоит в деревне и сейчас. Только пришла изба в полную негодность: крыша провалилась, стены держатся на честном слове. Показываем нашему проводнику-собеседнику на нетбуке фрагмент, в котором сыграла его мать.

- Да, мама… - вдруг загрустил он. - Пять лет назад померла, но в фильме вот осталась.

БОГ СО ЗНАКОМ «МИНУС»

- А здесь вот такое про вас говорят, что даже прям страшно было к вам идти, а увидел вас - и не страшно совсем, даже наоборот.

Эти слова, обращенные к Коле Иванову, произносит в фильме отец Михаил – пожалуй, единственный исключительно положительный персонаж. И несмотря на то, что эпизод с ним заканчивается братским мордобоем, появление настоятеля храма пронизано каким-то необъяснимым смиренным светом и теплом. И совсем прямая противоположность - фраза Петра Зайченко, который олицетворяет в ленте деревенскую власть:

- Знаешь это кто? Люди, которые могут все. Практически – это уже не люди – боги!

В этих словах тоже прослеживается божественная тематика, но только проявляющийся в них бог со знаком «минус». И богом, то его можно назвать только условно – имя этому богу Дьявол. И, к большому сожалению, эта фраза становится все более и более подходящей для современных реалий. Те, кто наверху, почему-то возомнили себя богами. Решили, что могут делать только так, как нравится им, так как они считают нужным – абсолютно не прислушиваясь к мнению других. Жаль, но сегодня этот фильм актуален как никогда прежде.

РЕВЕТЬ В ПОЛНЫЙ ГОЛОС

Пока были в Урдове, так и не дождались, когда проспится Константин Тимошин. Очень уж хотелось услышать из первых уст историю, как Константин обучал Владимира Ильина искусству обращения с кнутом.

- Володька же совсем с кнутом не умел обращаться, взмахнул раз, да как вдарил себе промеж ног, - смеется Федор. - Вот Костя и преподал ему несколько уроков.

Еще одна местная героиня «Мусульманина» Вера Ивановна Анурина выйти к нам из дома не смогла…

- Ноги уже не держат, с двумя палками еле-еле хожу, - выглянув из раскрытого окна, со скорбью констатировала баба Вера.

К счастью, отказываться совсем от общения с нами она не стала, хотя диалог через окно выглядел достаточно странно. Чем-то напомнило все это бабушку-рассказчицу из детских киносказок ...

- Ой, как такое забудешь, помню-помню, - воспоминания доставляют Вере Ивановне нескрываемое удовольствие. - И в кадр попала. Я тогда еще корову держала... Они (актеры - Ред.) ко мне за молоком ходили. Они меня здорово тут приветствовали. Я тогда получше была-то...

Снималась баба Вера в нескольких сценах: и доллары злополучные ловила, и в сельмаге с тетками сплетничала. Но больше запомнилось ей, как ревела она в эпизоде с повесившимся Федькой (герой Александра Балуева).

- Балуев лежал на полу, Нина Усатова обняв его, рыдала, а мы с бабами в дверях толпились, - вспоминает Вера Ивановна. - Вот меня и заставили плакать. Ох уж наплакались мы там все!

ЖДАЛИ, КАК ВОРОНЫ КРОВИ

Кстати, сохранился и тот самый дом, где снимались основные сцены фильма. По сюжету, там жила семья Ивановых: тетя Соня - Колькина мать - и брат Федька - бывший зэк и пьяница. Отсюда православным христианином уходил в армию Николай Иванов, сюда же после семилетнего афганского плена вернулся он уже настоящим мусульманином.

В середине 90-х этот дом в Урдове пустовал. Хозяева уехали в город, но на проведение съемок согласие свое все же дали. А как только артисты разъехались и вся кинематографическая суета улеглась, на дом нашелся покупатель... Правильно, из Москвы. Сейчас осенью-зимой дом пустует, а вот летом его заполняет детский гомон и смех.

Дом, в котором происходили главные события фильма, нашли без труда, а вот до нынешних его владельцев дозвониться так и не смогли.

Дом, в котором происходили главные события фильма, нашли без труда, а вот до нынешних его владельцев дозвониться так и не смогли.

Если помните, в фильме у дома были ворота: те самые, что герои Балуева и Ивана Бортника ставили на место с глубокого похмелья. Но на самом деле никаких ворот никогда не было - художник Александр Попов постарался. Он и избу приукрасил, можно сказать, жизнь в нее вдохнул, сделал более хозяйской, что ли. А после съемок все разобрали, и сегодня дом этот - только наполовину дом, нет в нем настоящей деревенской жизни. Заметно, все-таки, что дача, дача не слишком состоятельных столичных владельцев.

Вообще все местные, кто помнит «киношников», отзываются о них очень искренне и с нескрываемым теплом. Их приезд был не просто каким-то развлечением для народа (хотя и этого хватало - куда уж без развлечений), но и важным социально-экономическим событием. Целых два месяца столичная киногруппа обеспечивала самой разнообразной работой жителей окрестных сел и деревень.

- Их тут ждали, как вороны крови, - делится с нами своим литературным даром все тот же Федор Тимошин. – Тогда в деревне с заработком совсем туго было, а тут такое дело…

То, что получилось, в конечном счете - результат общего труда, общего творчества рязанцев и москвичей. Одни создавали соответствующую атмосферу, другие воплощали свои идеи на киноленте. Насколько это получилось?...

АЛЛАХ - ТОЛЬКО ИМЯ БОГА

Грустный фильм, фильм, которым сказано очень многое, но который, как и многие другие произведения, остался не понят основной массой россиян. Ведь, несмотря на то, что год от года мы ставим на земле новые храмы и ходим на службы, лишь единицы задумываются о том, что Бог-любовь - это не набор внешних атрибутов, а внутреннее преображение. Как старый солдат, вернувшийся с войны, читает Евангелие лишь для того, чтобы найти в книге план возмездия. Он винит во всем других, ненавидит и думает, что, убив, можно решить свои проблемы. И святое писание для него - всего лишь прикрытие, маскировка, позволяющая ближе подобраться к жертве.

За минувшее время ничего не изменилось. И рассыпь искуситель миллионы долларов по просторам рязанской земли, мы, ополоумев, забросив работы и любимых, бросимся собирать легкие деньги. И только чужак будет плакать о нас. Чужак, которого мы не понимаем и не принимаем просто потому, что он не такой, как все. Но нет ничего вечного, кроме любви, и это помутненное время рано или поздно закончится. И собственно, именно об этом говорит герой Евгения Миронова:

- Аллах – это имя Бога. Понимаешь, только имя. Бог один, а имен у него много.

- А какое настоящее-то?

- А никто не знает. Никто… А когда узнают, тогда его позовут, он придет, и все станет по-другому, все будет хорошо - правильно.

- Да, а когда будет это?

- Не знаю… Никто не знает. Это будет. ОБЯЗАТЕЛЬНО будет.

КОММЕНТАРИЙ ИМАМА

Имам-мухтасиб Мухтасибата Рязанской области Рашид Бултачеев:

- Когда «Мусульманин» только вышел на экраны, страна, можно сказать, была погружена в пьянство. И эта лента была очень актуальной. Сейчас времена изменилась - слава Всевышнему. Люди стали умнее. Не вижу в фильме ничего плохо, в нем нет никакой пропаганды ислама. Скорее, ознакомление всех людей, и православных, в том числе, с некоторыми частичками Ислама, с некоторыми особенностями исламской религии.

ФРАЗЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА

«Я это… Ада не боюсь, я на зоне в кислотном работал».

«Знаешь, грешным делом, я сам в церковь захаживать стал».

«Вот выучил молитву «Отце наш», сейчас «Символ веры» штудирую».

«Всю жизнь воруем и всю жизнь стыдно».

«Говорят, Бога нет, а кто же под землей редиску красит?».

«Люди - основное богатство нашей великой страны».

«Что воровать, у кого воровать, у государства, что ли?… Да у него украдешь - на том свете зачтется».